魯地音 (rommedahl) wrote,
魯地音
rommedahl

Category:

Дарума и его женщины


Болтаясь очередной раз по виртуальным толкучкам, претенциозно именуемым "онлайн-аукционами" я набрел на очередной занимательный свиток с изображением Бодхидхармы, которого безымянный художник запечатлел в компании очаровательной красавицы.

Свиток этот, на первый взгляд, может показаться странным (сочетание патриарха Дзэн и красавицы), но вполне невинным - ну читают они что-то вместе, ни и что дальше? 

В принципе, в японском искусстве Даруме, если рассматривать его в качестве аналога христианским святым, "не везет". К нему в творчестве у японцев выработалось отношение довольно легкое и ироничное. Тематика "Дарума и женщины" тому наглядное подтверждение. 
Вот на этой гравюре Тоёкуни III его женщиной сделал:

А вот Судзуки Харунобу его вместе с красавицей на лодке кататься отправил, "поедем, красотка, кататься, давно ТЫ МЕНЯ не КАТАЛА". Разделение обязанностей здесь, кстати, тоже вполне себе японское - пока изящная красавица правит лодкой, Дарума прихорашивается и подравнивает усы, используя свое отражение в качестве зеркала. Феминистки в ужасе. 


Здесь Даруме, нарисованному на свитке в нише-токонома, и увидевшему, что девушка закурила трубку-кисэру, тоже захотелось покурить, и, может быть, даже завязать с ней знакомство.  Вот он на рисунке неизвестного художника уже произнес сакраментальную фразу "девушка, у вас табачком можно разжиться?" и потянулся за трубкой, услышав от нее "конечно можно":

Случай с нашим свитком тоже достаточно любопытен. Дело в том, что Дарума занят совместным чтением не с обычной девушкой, а с куртизанкой, или же, выражаясь проще - с профессиональной проституткой. О ее принадлежности нам говорит тот факт, что ее пояс-оби завязан спереди, а не сзади, как этот принято у женщин, имеющих менее плотские профессии.
Рассматривая этот сюжет через призму христианской морали, можно вспомнить о том, что Христос тоже проводил немало времени в обществе блудниц, где, выражаясь казенным языком, вел учебно-воспитательную работу. В этом ключе свиток у нас получается преисполненным глубокого философского смысла, что-то вроде "праведность и грешность", "райские кущи и геена огненная" и так далее и тому подобное. В принципе, в таком толковании мы будем очень близки и к собственно японской трактовке, потому что наличие набора "патриарх - куртизанка" и призвано донести до зрителя информацию о том, что мир разделен на противоположные начала Ин-Янь, борьба которых внутри и вокруг нас вращает колесо нашей с вами жизни.
Однако, выполняя столь насыщенную серьезной философией работу, художник все-таки не смог удержаться, чтобы не внести в нее элемент довольно двусмысленного юмора.
Взгляните на левую руку Дарумы, которой он, как бы между прочим, держит правую руку куртизанки:

А теперь давайте посмотрим на гравюру, на которой Китагава Утамаро изобразил персонажа по имени Масиба Хисаёси (под этим именем художник "замаскировал" объединителя Японии Тоётоми Хидэёси, изображать которого на массовой продукции, адресованной простолюдинам, по разного рода причинам было строжайше запрещено):

Видите, очень похожее действие Хисаёси в отношении молоденького мальчика, прислуживающего этому могущественному господину? Озорнику-Утамаро этот двусмысленный жест, указывающий на интерес сексуального характера к мальчику , стоил жизни. Несмотря на соблюдение художником всех предосторожностей, токугавские цензоры сочли этот сюжет слишком оскорбительным для правящего самурайского сословия и разрешения на распространение гравюры они не дали. Тем не менее, в продажу лист все-таки поступил, что было вопиющим нарушением законов. За разные бунтарские выходки Утамаро неоднократно наказывался и ранее, но в этот раз терпение токугавских властей лопнуло - художника приговорили к трем дням самого сурового тюремного заключения и пятидесяти дням домашнего ареста в наручниках, сделанных так, чтобы он не мог рисовать. Случилось это в 1805 году. Считается, что именно эти три дня тюремных экзекуций настолько подорвали здоровье Утамаро, что из-за них он и скончался вскоре после того, как отбыл свое заключение.
В случае с нашим свиточным художником, несомненно, все было не настолько печально, даже если эта работа была нарисована еще в токугавские времена (что совсем не факт) - власти были не столь чувствительны к двусмысленному юмору в отношению Дарумы, нежели к появлению подобного в работах, затрагивающих сцены из жизни представителей правящего сословия.
Так что Дарума у нас на свитке тоже не просто патриарх Дзэн, но патриарх Дзэн, которому ничто человеческое не чуждо. Хороший свиток, даже несмотря на полнейшую анонимность художника и неясность со временем, когда он был нарисован. Пожалуй, попробую-ка я поторговаться за него, а вдруг так сложится, что я смогу коротать зимние вечера в обществе Дарумы и куртизанки?

Tags: забавное, интересная вещица, искусствоведческий флуд, свиток
Subscribe

  • Четыре беды, пять благ - ну всё прямо как у нас :)

    Это как бы Сюнь Юэ (148 - 209 г. н.э.) – придворный историк и ученый-конфуцианец времен правления последнего позднеханьского императора…

  • Вэлком, так сказать, бэк

    «Юань Шао написал Цао Цао, и его письмо было полно горделивого самолюбования. Цао Цао сказал Сюнь Юю и Го Цзя: «Я вознамерился…

  • Тут комментарии излишни

    30 апреля 1972 года, телеканал CBS, 31-й выпуск 3-го сезона знаменитой телепрограммы Camera Three . Выпуск рассказывает зрителю о деталях и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments

  • Четыре беды, пять благ - ну всё прямо как у нас :)

    Это как бы Сюнь Юэ (148 - 209 г. н.э.) – придворный историк и ученый-конфуцианец времен правления последнего позднеханьского императора…

  • Вэлком, так сказать, бэк

    «Юань Шао написал Цао Цао, и его письмо было полно горделивого самолюбования. Цао Цао сказал Сюнь Юю и Го Цзя: «Я вознамерился…

  • Тут комментарии излишни

    30 апреля 1972 года, телеканал CBS, 31-й выпуск 3-го сезона знаменитой телепрограммы Camera Three . Выпуск рассказывает зрителю о деталях и…